Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела — это самостоятельная, первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, следователя, прокурора и ограниченном участии суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала предварительного расследования.

Возбуждение уголовного дела, как составная часть досудебного производства, в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Именно стадия возбуждения дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях, то есть служит «точкой отсчета» специфического режима уголовно — процессуального регулирования.

Задачей этой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий, необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства. На этом этапе досудебного производства не ставятся и не решаются задачи достоверного установления всех обстоятельств преступления и изобличения виновного.

Возбуждение уголовного дела это не только процессуальное решение, не только правовой институт, это прежде всего этап, который всегда существует, если имеет место уголовный процесс.

Возбуждение уголовного дела — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений). Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и осуществляется проверка полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При этом осуществляется двуединая задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой отделение последующих этапв уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов: которых в реальности не было или не являющихся преступными, т.е. в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков).

Стадия возбуждения уголовного дела это комплекс уголовно -процессуальных действий и правоотношений, который не может быть сведен только к самому акту возбуждения уголовного дела. Если выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, это не означает, что стадии возбуждения уголовного дела не было; она была, и ее результатом ее явилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

От того было ли своевременным или запоздалым возбуждение уголовного дела зависят и результаты дальнейшего расследования. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует наиболее полному выявлению и закреплению необходимых доказательств, а запоздалое решение практически сводит на нет всю дальнейшую деятельность по раскрытию преступления и изобличению виновных, так как изменяется обстановка совершения преступления, уничтожаются его следы, последствия содеянного, свидетели забывают происшествие. Поэтому очень часто своевременный акт возбуждения уголовного дела пресекает начавшуюся преступную деятельность или предотвращает наступление общественно опасных последствий.

На данной стадии уголовного процесса, в силу презумпции невиновности, уголовное дело возбуждается в отношении самого факта, события преступления, а не в отношении определенного лица, так как оно может быть не известно и подлежать дальнейшему установлению, но даже тогда, когда есть указание на определенное лицо, как на подозреваемого в совершении преступления, данные о преступлении необходимо проверить, подтвердить доказательствами, что возможно только лишь в дальнейших стадиях процесса, но не при возбуждении уголовного дела. Конечно, возможны случаи, когда уже в момент возбуждения уголовного дела имеется ввиду определенное лицо (например, при за задержании преступника на месте преступления). В этих случаях возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности максимально сближается, но все же не совпадут, так как и здесь вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого будет произведено уже после возбуждения уголовного дела, хотя и непосредственно вслед за ним.

Значение данной стадии уголовного процесса заключается в том, что она является одним из необходимых условий, как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования.

Основания возбуждения уголовного дела.

Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, органом дознания или следователем из указанных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ источников сведений о готовящемся или совершенном преступлении.
Наличие повода порождает обязанность управомоченных органов рассмотреть вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела.

По делам публичного обвинения поводами для возбуждения уголовного дела, согласно ст. 140 и ст. 141-143 УПК РФ, служат:
— заявление о преступлении;
— явка с повинной;
— рапорт об обнаружении признаков преступления;
— сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

По делам частного и частно — публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить, как правило, заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч. 2 — 4 ст. 20 УПК РФ).
Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение уголовно — процессуальных отношений. С его появлением у органов полиции возникает юридическая обязанность принять заявление о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и вынести соответствующее решение, уведомив о нем заявителя.
Однако не каждое заявление о преступлении, полученное дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором, является поводом к возбуждению уголовного дела, так как не все эти заявления влекут правовую обязанность по их рассмотрению и разрешению. Для возникновения такой обязанности необходимо, чтобы сведения о преступлении были получены из перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК источников.

Заявление о преступлении самый распространенный повод к возбуждению уголовного дела.
Заявление о преступлении — это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении лица к уголовной ответственность. Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя о преступлении, не содержащее просьбы. Заявление о преступлении может исходить как от частного, так и от должностного лица. В частности, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении к уголовной ответственности лица за преступление против интересов службы в коммерческой организации.
Заявления о преступлении принимаются круглосуточно органами и должностными лицами, определенными п. 7 — 10 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного совместным приказом от 29.12.2005 года Генеральной прокуратуры № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Министерства юстиций РФ № 253, Федеральной службы безопасности РФ № 780, Министерства экономического развития России № 353, а также в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 6.09.2007г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». В соответствии с данным Типовым положением лицу подающему заявление выдается установленной формы уведомление о его принятии с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Правом обратиться к дознавателю, органу дознания, следователю или прокурору с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал от этого преступления. Вместе с тем ст. 20 УПК РФ устанавливает, что уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего и его законного представителя (ч. 2), а дела частно -публичного обвинения по заявлению потерпевшего (ч. 3). В соответствии же с ч. 4 этой статьи, руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, преследуемом в частном или частно — публичном порядке, и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Согласно ст. 141 УПК РФ, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела (ст. 141 УПК РФ). Они не регистрируются и могут быть использованы только в оперативных целях. Если в сообщении речь идет о подготовке или совершении преступления, подобное сообщение нужно рассматривать как основание для проведения оперативно — розыскных мероприятий в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности». Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать данные, полученные в результате такой проверки. Поэтому письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление о преступлении заносится в протокол, который также должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол принятия устного заявления должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом лица, получившего данное сообщение, об обнаружении признаков преступления. Сигналы о преступлениях, поступившие в органы внутренних дел по телефону, должны быть зарегистрированы в журнале. Если лицо, сделавшее такое сообщение, установлено, у него отбирается письменное заявление или составляется протокол приема устного заявления. Если же телефонный звонок был анонимным, поводом к возбуждению уголовного дела в случае принятия такого решения будет указанное в п. 1 ч. 3 ст. 140 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Устные заявления граждан заносятся в протокол, который должен содержать следующие сведения: место и время принятия заявления; должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление; данные о заявителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность); отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя; изложение от первого лица (т.е. от имени заявителя) содержания заявления; отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.

Письменное заявление и сообщение, поступившее от физического лица, должно содержать полные сведения о конкретном лице (Ф.И.О., место жительства, место работы и т.п.), позволяющие установить с ним контакт органу или должностному лицу, получившему заявление.

Письменное заявление, поступившее от юридического лица должно содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его учредительным документам, а также сведения о его фактическом местонахождении и контактных телефонах. Сообщение юридического лица подписывается его руководителем, под которым понимается лицо, обладающее властно — распорядительными функциями, уполномоченное выступать и действовать от имени организации во всех правоотношениях, представлять его интересы без доверенности, издавать обязательные для всех работников данного юридического лица приказы и другие акты управления, или его заместитель. Эти сообщения направляются в виде писем или сопроводительных писем к материалам, которые, как правило, излагаются на бланке либо удостоверяются печатью.

Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительскими полномочиями: уполномоченный по правам человека, государственные инспектора Санэпидемнадзора, Госгортехнадзора, охот и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры.
Заявления, не содержащие личной подписи лица, его Ф.И.О., а также данных о месте его жительства (работы), то есть которые не могут быть идентифицированы с конкретным гражданином, согласно п. 7 ст. 141 УПК РФ, признаются анонимными и не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Второй повод к возбуждению уголовного дела — это явка с повинной, представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ).

Для того чтобы такое сообщение могло быть признано явкой с повинной, необходимо наличие двух обязательных условий:
— гражданин должен указывать на свои собственные действия;
— указывать на эти действия как на преступные. Он должен признавать свою вину в совершении преступления.

Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении органу дознания, следователю, прокурору или суду. Сообщение может быть сделано не только о совершенном, но и о готовящемся преступлении. Главной особенностью явки с повинной является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия в связи с тем, что им совершено преступление. При этом добровольность означает, что лицо имело реальную возможность не являться с повинной, но тем не менее предпочло сообщить о содеянном. Явкой с повинной можно считать только такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее незарегистрированного или же преступления известного, но не раскрытого, когда следственным путем не установлено лицо, его совершившее. Если работникам дознания, следствия либо суду уже известно событие преступления и лицо, его совершившее, то это уже не явка с повинной (ст. 142 УПК РФ).

Определяющим признаком явки с повинной является добровольная передача себя в руки правосудия. Исходя из этого следует признать, что она будет не только тогда, когда гражданин лично явился к дознавателю, следователю или прокурору, но и тогда, когда сообщение было сделано им по почте, телеграфу, телефону.
Действующий уголовно — процессуальный закон предусматривает для явки с повинной не только устную, но и письменную форму.

Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и заявление о преступлении, поданное иным лицом (в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ). Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и дознавателем, следователем, прокурором, составившим протокол.

В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает: личность явившегося с повинной (путем ознакомления с документами, имевшимися при нем, или другим способом.); содержатся ли в деянии лица, о котором оно сообщает, признаки преступления; место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства; мотивы, побудившие лицо явиться с повинной и сформировавшие его волеизъявление на явку с повинной. Явка с повинной не предполагает обязательного личного и непосредственного обращения такого лица в прокуратуру, органы следствия или дознания. Оно может быть представлено и через его близких.

Уголовный закон расценивает явку с повинной, как акт раскаяния и, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 61 УК РФ, явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание. Если в уголовном деле имеется явка с повинной, и нет обстоятельств, отягчающих наказание, то назначаемое наказание не может превышать 3/4 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ст. 62 УК РФ). Кроме того, суд при вынесении приговора может счесть явку с повинной исключительным обстоятельством и в соответствии со ст. 64 УК РФ назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, либо более мягкий вид наказания, или не применять дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.

Явка с повинной имеет не только уголовно — процессуальное, но и уголовно — правовое значение: она является обстоятельством, смягчающим ответственность, а в указанных в законе случаях и основанием для освобождения лица от уголовной ответственности.
Третьим поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Таковым, в частности, являются сообщения учреждений или организаций, а также должностных лиц. Эти сообщения должны быть сделаны в письменной форме в виде служебного письма или заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы. К ним могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства совершенного преступления. По делам, возбуждаемым лишь по жалобе потерпевшего, такие сообщения представляют источник первичных сведений; поводом же к возбуждению уголовного дела они могут быть только тогда, когда на попечении этих учреждений и организаций находится несовершеннолетнее лицо, пострадавшее от данного преступления. К иным источникам, в частности, относятся непосредственное обнаружение прокурором, следователем или дознавателем признаков преступления, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, интервью и любые другие публикации в периодической печати, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, заявления, сделанные в других средствах массовой информации.

Информация о совершенном или готовящемся преступлении, полученная из иных источников, которая оформляется рапортом лица, получившего данную информацию (ст. 143 УПК РФ). К информации такого рода можно отнести непосредственное обнаружение органом дознания, следствия, прокурором либо судом признаков преступления.

В случае обнаружения в ходе расследования уголовного дела по одному преступлению, признаков совершения обвиняемым по данному уголовному делу другого состава преступления, необходимо с согласия прокурора возбудить уголовное дело по вновь выявленному составу преступления и соединить его с уже расследуемым.

Под эту же категорию подпадает и сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации (печати, радио, телевидении и др.), о котором говорится в ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Характерным для этих источников является то, что содержащиеся в них сведения не адресуются непосредственно прокурору, следователю или органу дознания; они в первую очередь рассчитаны на привлечение внимания общественности, в том числе и лиц, наделенных правом возбуждать уголовное дело. Формы подачи материала средствами массовой информации могут быть самыми различными (статья, репортаж, интервью).
Рассматриваемым поводом к возбуждению уголовного дела охватывается также выявление дознавателем, следователем, прокурором информации о преступлении по собственной инициативе. Так, орган дознания может выявить признаки преступления при осуществлении оперативно — розыскных мероприятий, дознаватель и следователь при расследовании других уголовных дел, прокурор при осуществлении надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем — либо из названных лиц в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п. 1, 2 ч. 1 ст. 140 УК РФ (например: по находящемуся в производстве следователя делу ему стало известно о совершении другого преступления, не связанного с тем, которое составляет предмет данного производства, либо признаки преступления обнаружены в ходе проведения оперативно — розыскных мер органом дознания. Согласно ст. 11 Закона об ОРД результаты оперативно — розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела).

По общему правилу, до возбуждения уголовного дела, производство следственных действий запрещено, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, в этом случае до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Данное исключение сделано для того, чтобы следователь либо дознаватель могли изъять с места происшествия следы преступления, которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. Являясь источником доказательств, протокол осмотра места происшествия также служит одним из обоснований возбуждения уголовного дела. Исключительность такого процессуального действия как осмотр места происшествия обусловлена еще и тем, что промедление с изъятием будущих доказательств и их процессуальным оформлением, может привести к их полной потере.

Установив, что собранных в ходе проверки материалов достаточно, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, что оформляется мотивированным постановлением.
Для возбуждения уголовного дела, помимо повода, необходимо и основание. Таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Должностное лицо, наделенное правом осуществлять следствие или дознание, в случае непосредственного обнаружения им признаков преступления, обязано составить рапорт об обнаружении преступления (ст. 143 УПК РФ), который является поводом для возбуждения уголовного дела. Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований, то есть достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Понятие — «основания для возбуждения уголовного дела», содержит два неразрывно связанных между собой элемента:
— наличие признаков преступления в событии, ставшем известным должностному лицу, правомочному разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела;
— наличие достаточных данных, на основе которых устанавливаются признаки преступления.
В момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется иметь исчерпывающие сведения о всех элементах состава преступления. Полное и всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в дальнейшем судебного разбирательства. Указание в законе на наличие признаков преступления как необходимого элемента основания для возбуждения уголовного дела особенно наглядно показывает неразрывную связь уголовного и уголовно — процессуального права. Установление признаков преступления предполагает наличие достаточных данных о совершении общественно опасного, уголовно наказуемого деяния, предусмотренного определенной нормой уголовного закона.

Если в имеющихся в распоряжении дознавателя, следователя или органа дознания данных содержится информация о деянии, которое не является преступлением, уголовное дело не может быть возбуждено. Не может считаться обоснованным и возбуждение дела при наличии данных о противоправных, но уголовно ненаказуемых деяниях (административных проступках, гражданских правонарушениях). Нельзя возбуждать уголовное дело и в случаях, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Вместе с тем для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеющиеся сведения характеризуют содеянное лишь в общих чертах. Так, для принятия такого решения не обязательно устанавливать лицо, совершившее деяние, форму его вины. Выявление этих обстоятельств является задачей расследования. Для возбуждения же уголовного дела вполне достаточно данных, свидетельствующих о наличии объективных признаков (объекта и объективной стороны) преступления.

Причем наличие этих признаков нет необходимости устанавливать достоверно. Уголовное дело должно возбуждаться даже при наличии минимальной степени вероятности того, что преступление действительно было совершено. В ходе дальнейшего производства это предположение может не подтвердиться, и дело будет прекращено. Но это не означает, что оно было возбуждено неосновательно. Прекращение дела это нормальный результат расследования, соответствующий задаче установления истины.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание должно обращаться на признаки, позволяющие отграничить уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих административные, гражданско — правовые и иные отношения.

Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовное дело.

При возбуждении уголовного дела решаются многие важные вопросы, затрагивающие права и интересы граждан.
В соответствии со ст. 146 УПК РФ, «решать вопрос о возбуждении уголовного дела могут только орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа».

С 2007 года прокурор не вправе возбуждать уголовные дела о любом преступлении, независимо от подследственности дела. «Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона».

В соответствии со ст. 146 УПК РФ дознаватель, следователь при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое незамедлительно должно быть направлено прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Часть 4 ст. 20 УПК РФ предоставляет руководителю следственного органа, следователю, а также с согласия прокурора дознавателю возбуждать уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей этой статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

Порядок возбуждения уголовного дела.

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно -процессуальным законом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:
— дата, время и место его вынесения;
— кем оно вынесено;
— повод и основание для возбуждения уголовного дела;
— пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка. Структурно постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части постановления указываются время и место его составления, кем оно вынесено (фамилия, инициалы, должность, звание или классный чин). В описательной и резолютивной частях приводится повод и кратко описывается фабула совершенного или подготавливаемого преступления, статья уголовного закона, по признакам которого возбуждается уголовное дело, дальнейшее его направление.

Если производство предварительного следствия по уголовному делу поручено следственной группе, то об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Данное решение может быть также отражено в отдельном постановлении (ч. 1 ст. 163 УПК РФ).

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого -разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В этих случаях постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. В последнем случае уголовное дело возбуждается, когда фактические данные преступления органически связаны с конкретным лицом (неуплата алиментов, взятка). Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с момента возбуждения уголовного дела приобретает статус подозреваемого, должно быть допрошено не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено.

В случае, когда решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки, с тем чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованно отказать в этом.
Уголовные дела частно — публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 1 ст. 147 УК РФ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК. Возбуждение уголовного дела при отсутствии заявления потерпевшего или возбуждение уголовного дела не уполномоченным на то лицом признается необоснованным, а приговор, вынесенный при наличии таких нарушений, подлежит отмене.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:
— прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования;
— следователь приступает к производству предварительного следствия;
— орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, производит дознание (ст. 149 УПК РФ).

Основания для отказа в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 1 статьи 148 УПК РФ постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится «при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела». Использованное в настоящей статье понятие «основания возбуждения уголовного дела» не идентично тому, о котором говорится в ч. 2 ст. 140 и в ч. 1 ст. 146 УПК РФ. Это более широкое понятие. Отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела, о которых идет речь в ст. 148 УПК РФ, может проявиться не только собственно в отсутствии достаточных данных, указывающих на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются:
— отсутствие события преступления;
— отсутствие в деянии состава преступления;
— истечение сроков давности уголовного преследования;
— смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
— отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
— отсутствие согласия суда на возбуждение дела в отношении лиц, указанных в п. 1 — 5 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.
Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица.
Законодатель предусмотрел также основания прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица (ст. 27 УПК РФ), к ним относятся:
— непричастность к совершению преступления, то есть если в ходе расследования уголовного дела будет установлено, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело либо предъявлено обвинение, к совершению преступления его не совершало;
— вследствие акта амнистии. В случае, если актом амнистии полностью исключается наказание, а преступление совершено до издания данного акта уголовное дело не возбуждается, а возбужденное дело подлежит прекращению. Для прекращения уголовного дела по данному основанию необходимо согласие обвиняемого, при наличии возражений расследование и рассмотрение дела идет обычным порядком;
— в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор, либо определение суда или постановление судьи, не отмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
— отказ Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, или отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным кодексом РФ возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование также и в отношении несовершеннолетнего, который, хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

При отсутствии основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с обвинением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложную информацию о преступлении.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление копия которого направляется заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Мотивированность постановления означает, что вывод о наличии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела должен вытекать из анализа установленных обстоятельств, подтвержденных конкретными данными и аргументами. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, как установлено постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 года, «лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по заявлению или сообщению о преступлении, на основании которых было вынесено это решение».

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ. Данное право основано на конституционном положении о доступе к правосудию (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован не только лицом, заявившим о преступлении лиц, но и любыми другими лицами, интересы которых затрагиваются соответствующим постановлением.

Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуются в суд или прокурору по месту производства предварительного расследования. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя. При рассмотрении жалобы прокурором он вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем или следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело в порядке, установленном гл. 20 УПК РФ.