В России втрое выросли штрафы за вождение электросамокатов детьми.

 С начала лета в России значительно ужесточились санкции за управление электросамокатами несовершеннолетними. Крупные кикшеринговые сервисы, увеличили штрафы втрое, доведя их до 30 тысяч рублей. Исключением стала Москва, где сумма штрафа достигает 100 тысяч рублей.

   Эти меры введены в связи с тем, что, по статистике компаний, дети до 16 лет являются наиболее аварийной категорией пользователей СИМ. Операторы кикшеринга устанавливают более строгие возрастные ограничения, чем предусмотрено ПДД: Whoosh разрешает аренду с 16 лет, а «МТС Юрент» и «Яндекс Go» – с 18 лет, в то время как по правилам дорожного движения управлять СИМ можно с 14 лет.

  Помимо штрафа, взрослый, допустивший ребенка к управлению самокатом, будет лишен аккаунта в сервисе и также оштрафован за нарушение правил. Цель этих мер – донести до родителей недопустимость использования электросамокатов детьми и предотвратить случаи, когда взрослые сами арендуют самокаты для несовершеннолетних.

  Кикшеринговые компании также применяют штрафы за другие нарушения, такие как езда вдвоем, неспешивание на пешеходных переходах и нарушение правил парковки. Управление СИМ в состоянии алкогольного опьянения влечет за собой штраф в размере 150 тысяч рублей.

  В перспективе, в 2025-2026 годах планируется внедрение верификации пользователей СИМ через Госуслуги, что позволит исключить возможность аренды самокатов лицами, не достигшими установленного возраста. В Москве подобная система уже действует с февраля 2025 года, требуя авторизации через Mos ID и подтверждение личности на сайте мэрии.

   Опрос общественного мнения показывает, что большинство россиян поддерживают ограничение возраста для использования электросамокатов, а некоторые считают необходимым запретить их использование до 18 лет. Власти также рассматривают возможность внедрения биометрической идентификации для контроля за быстрой ездой на арендных СИМ.
Ужесточение мер в отношении несовершеннолетних пользователей электросамокатов – лишь часть комплексного подхода к повышению безопасности на дорогах и тротуарах. Параллельно с увеличением штрафов и внедрением систем верификации, кикшеринговые компании активно работают над улучшением инфраструктуры и повышением осведомленности пользователей о правилах дорожного движения.

  Например, некоторые операторы внедряют геозоны с ограничением скорости, автоматически снижая ее в пешеходных зонах, парках и других местах с высокой плотностью движения. Другие разрабатывают обучающие материалы и проводят инструктажи для новых пользователей, рассказывая о правилах безопасного вождения и ответственности за их нарушение.

  Вместе с тем, эксперты отмечают, что одних лишь штрафов и ограничений недостаточно для решения проблемы. Необходима комплексная работа, включающая в себя развитие инфраструктуры, повышение культуры вождения и активное взаимодействие с общественностью. Важно создавать условия, при которых использование электросамокатов будет безопасным и комфортным для всех участников дорожного движения, включая пешеходов, велосипедистов и автомобилистов.

  В частности, предлагается расширять сеть велодорожек и создавать специальные парковочные места для СИМ, чтобы избежать их хаотичного размещения на тротуарах и пешеходных зонах. Также необходимо проводить информационные кампании, направленные на повышение осведомленности о правилах дорожного движения и ответственности за их нарушение.

   Кроме того, важным аспектом является взаимодействие с образовательными учреждениями. В школах и других учебных заведениях необходимо проводить уроки безопасности, рассказывая детям и подросткам о правилах дорожного движения и ответственности за их нарушение. Это поможет сформировать у них культуру безопасного вождения и снизить количество ДТП с участием СИМ.

  В конечном итоге, создание безопасной и комфортной среды для использования электросамокатов – это задача, требующая совместных усилий государства, бизнеса и общества. Только комплексный подход, включающий в себя ужесточение мер ответственности, развитие инфраструктуры, повышение осведомленности и активное взаимодействие с общественностью, позволит решить эту проблему и сделать использование СИМ безопасным и удобным для всех.

   Кроме того, у кикшеринговых компаний есть линейка штрафов и за другие нарушения:

— езда на самокате вдвоём — 5 тысяч рублей;

— неспешивание на пешеходном переходе — 1 тысяча рублей;

— нарушение правил парковки — 500 рублей;

— управление СИМ в нетрезвом виде — 150 тысяч рублей.